Внимание! Включите поддержку JavaScript в вашем браузере. Он вам очень пригодится.
При отключенном JavaScript магазин будет работать в режиме ограниченной функциональности для поисковых роботов.

Программа для работы с аудио Logic Studio от компании Apple. Мнение специалиста

Stefan Robbers (Стефан Робберс) – директор лейбла eevolute, создатель и автор культового электронного проекта Acid Junkies. Музыкант работает в программе Logic Studio от компании Apple с выхода самой первой ее версии.
В данной статье Стефан представит особенности программы Logic Studio, основные функции, расскажет о ее достоинствах.

Для начала небольшая предыстория вопроса – почему Стефан выбрал для работы именно Logic Studio.
Когда в конце 80-х из Соединенных Штатов Америки пришла волна хаус-музыки, Стефан заинтересовался особенностями этого направления: как организована эта музыка, какие инструменты используются для ее создания. Тогда Стефан познакомился с инструментом Yamaha DX-27, который задействует технологию FM-синтеза. Разумеется, одного этого инструмента было недостаточно для создания хаус-треков. Ведь в них и очень развитая ритм-секция, и басовая линия, и мелодичные элементы – звучание очень разнообразно. Для того чтобы использовать несколько инструментов одновременно, требовалась какая-то центральная рабочая станция. В то время Стефан мог позволить себе только Atari ST, единственную на тот момент модель компьютера, которая имела встроенный MIDI-интерфейс. Стефан тогда использовал нелицензионную версию программы Cubase. Впоследствии, когда появилась возможность приобрести лицензионное программное обеспечение, Стефан решил остановить своей выбор на Logic Studio. Это был самый первый выпуск, 1.0. Но она была хороша для работы с MIDI-форматом: для записи midi-сообщений, для воспроизведения, для аранжировки.


Структура композиции, аранжировка значительно различаются в танцевальной и в поп-музыке. В отличие от поп-музыки, когда у вас есть припев, куплет и несколько бриджей, которые постоянно повторяются практически по всей структуре, в танцевальной музыке, в основном, происходит использование нескольких треков, которые плавно развиваются на протяжении всей композиции. Они текут медленнее и работают практически весь трек вместе в одном ключе. В программе Logic Studio можно было очень удобно группировать отдельные элементы композиции, копировать их, внося минимальные изменения, что требовалось для создания хаус-треков. Это и явилось одной из причин, почему Стефан выбрал именно Logic Studio.


К 9-й версии у Logic Studio появилась очень важная функция – возможность работать с аудио непосредственно в секвенции самой композиции без использования MIDI-нот, то есть возможность просто вставлять и использовать аудиофайлы в аранжировке.
Рассмотрим подробнее основные инструменты последней версии Logic Studio
Вся работа, в основном, происходит в центральном окне группировки. Оно позволяет сразу видеть весь процесс целиком. В этом окне присутствуют два основных измерения. В вертикальном мы расставляем треки, добавляем новые, удаляем. В горизонтальном окне происходит развитие композиции во времени, отображается тайм-линия.
Мы можем приблизить или отдалить композицию при помощи контрольной панели Euphonix (теперь Avid) или любого другого контроллера, чтобы просмотреть ее от начала до конца. Для удобства можно использовать разные цвета, которые обозначали бы особенности аранжировки. Например, зелёные – это треки, которые играют MIDI, голубые – это те, которые играют аудиоматериал, аудиофайл.  

Слева на экране есть панель, в которой указываются установки канала, инструмента. Можно посмотреть содержимое любого канала, что именно будет играть. В интерфейсе Logic Studio каждая дорожка, которая сформирована вертикально, по сути, является подобием того, что было на старых аналоговых консолях. То есть на каждой дорожке установлен какой-то набор эффектов, и мы в любой момент времени можем обратиться к набору эффектов каждой отдельной дорожки. На первый взгляд это не очень похоже на классический микшер. Однако, если изучить структуру внимательнее, мы обнаружим, что в каждом канале есть insert-эффекты, send-эффекты и источник звука (например, инструмент). Если сложить все эти элементы, получится целый микшер. 

Если у вас есть плата с аналоговыми входами и выходами, вы можете с них записывать музыку сразу в Logic Studio. В техно-музыке обычно все звуки развиваются достаточно медленно, и всё звучит примерно в одном стиле. Но Стефан вносит небольшие изменения для того, чтобы звук не надоедал, постоянно оставался интерес к звучанию композиции.
Logic Studio также примечателен набором инструментов, которые интегрированы уже в эту программу изначально. Во-первых, это инструменты ультра-бит, драм-машина, встроенная в Logic Studio, во-вторых – виртуальный орган Elibie, Sculpture – инструмент физического моделирования.
Чтобы отредактировать сэмпл, необходимо открыть редактор Sample Editor, где можно посмотреть более детальную информацию. С помощью инструмента ультра-бит можно найти подходящий ритм. Для удобства отдельные звуки заводятся на разные исходящие каналы. В меню слева расположены кнопочки, похожие на маленькие элементы клавиатуры. Они периодически нажимаются, показывая нам, что именно эти ноты проигрываются в данный момент. Особая прелесть этого инструмента заключается в том, что любой звук можно практически полностью переводить в саму его суть, добиваясь подлинного, реалистичного звучания. Вы можете использовать разные параметры одновременно. Это может быть, например, огибающая. Вы также можете изменять параметры осциллятора. В данном случае используется FM-синтез. Вы можете также забивать собственные паттерны, собственные последовательности ударных.

Вы можете записать изменение любого параметра, и оно также будет включено в секвенцию. Это позволит немного оживить партии, и они будут звучать более энергично, а трек станет более похожим на живую музыку. Это подход сходен с принципом работы настоящей драм-машины. Сначала вы создаете основной паттерн, потом используете его в вашей общей секвенции. В случае классической драм-машины нам пришлось бы записывать каждый элемент отдельно. Но в Logic Studio встроен инструмент, который позволяет перенести паттерн непосредственно в аранжировки. Если приблизить эту партию (использовать zoom), мы увидим все использованные ноты. При помощи ультра-бита можно создавать не только звуки, но и паттерны и сразу использовать их в рабочем окне Logic Studio. Это отличительная черта, так сказать, козырная карта Logic Studio. Эту программу отличает от многих других то, что ее инструменты очень плотно интегрированы со всеми режимами ее работы. Мы можем менять, вручную выстраивать наши регистры, а можем просто использовать готовые пресеты, которые есть в Logic Studio.
Стефан упоминает, что вы можете записать шесть минут непрерывного звучания со всеми изменениями, а потом выбрать тот кусочек, который вам больше подходит. Если вам необходимо найти определенный элемент, вы можете выделить интересующую зону и прослушать ее отдельно. Нужный элемент можно использовать как отдельную, дополнительную партию. Если ее нужно использовать в дальнейшем, она записывается как новый файл на жесткий диск. Справа в меню есть окно, которое содержит все эти файлы. В этом окне отображаются последние добавленные файлы. Их можно использовать просто перетянув на тайм-линию. Это очень удобная функция, потому что вы всегда остаетесь в одном окне, не нужно никуда переключаться. Вы всегда в курсе, что у вас происходит, какие элементы задействованы. В некоторых программах используется огромное количество окон, которые накладываются друг на друга, вы теряете общую картинку того, что у вас происходит. В Logic Studio эти функции всегда на месте.
Вы можете растянуть файл или использовать функцию Slice, то есть разделение на отдельные элементы, которые будут впоследствии растягиваться. В Logic Studio предусмотрены три режима тайм-стретчинга, то есть растяжения во времени: ритмическое, монофоническое, полифоническое.

Гибкость программы заключается также в том, что все процессы не разрушают исходный аудиофайл. Можно в любой момент вернуться назад, отменить те действия и сделать другую версию. В случае с тайм-стретчингом аудио либо растягивается, либо сжимается в зависимости от того, как вы с ним хотите работать. Если вы уменьшите темп, то сразу услышите обработку тайм-стретчингом. Если вы слишком сильно замедлите темп, вы услышите искажения. Слайсер отличается тем, что он не растягивает аудиофайл, а просто запускает по маркерам нужные отрезки, соответственно, без изменения темпа. Изменяется просто расстояние между ними, а не сами отрезки. В зависимости от того материала, с которым вы будете работать, у вас появляется возможность гибкого выбора. В случае, если вы работаете с вокалом или синтезатором, который играет струнную партию, вы можете «порезать» материал в слайсинг-режиме или использовать тайм-стретчинг для изменения темпа. Приятно, что эта опция также встроена в Logic Studio, соответственно, никаких внешних дополнительных устройств, чтобы менять темп файлов, вам не понадобится.
Следует также отдельно остановиться на инструменте Sculpture. Sculpture – очень сложный инструмент. Он эмулирует конкретные физические объекты, например, трубу. Труба может быть изготовлена из разных материалов. Она может быть полой. Может быть как стержень. Вы можете непосредственно в рабочем окне пробовать разные материалы инструмента: дерево, стекло, железо и пластик. В соответствии с виртуальным образом сразу становится понятно, как материалы меняют звучание. Другой встроенный инструмент называется APSE. Это ансамбль-инструмент, который предназначен, в основном, для синтетических пресетов в Logic Studio.


Другая встроенная функция позволяет выводить ультра-бит не в качестве стерео-инструмента, а в качестве multi output-инструмента с большим количеством выходов. Помимо использования стандартной функции Mix микшера для использования фейдеров, можно также обрабатывать эти группы разными эффектами. В каждом эквалайзере в Logic Studio встроен очень удобный анализатор спектра. Вы сразу можете видеть, в каком частотном диапазоне звучит данный звук. Вы можете отфильтровать всё то, что звучит ниже 40 Гц, то, что мы не слышим, но что так или иначе тратит энергию. В этом эквалайзере можно изменять крутизну среза фильтра пошагово: на 12, 36, 48 Дб.


Все треки можно адаптировать друг к другу, свести, проанализировать, чтобы они звучали лучше. Все элементы барабанов, например, заводятся на одну шину и обрабатываются компрессором. Компрессоры придают барабанному треку больше жизни, делают его вибрирующим. В последнюю очередь активируется встроенные в Logic Studio свёрточный ревербератор, который работает по принципу динамической свертки. В готовый трек можно добавить немного компрессии с помощью мультиполосного компрессора, встроенного в Logic Studio.


Можно также использовать plate-реверберацию, то есть пластинчатую реверберацию на барабанах, потому что она достаточно короткая. Она делает барабаны более выразительными, но при этом не размазывает их. А в случае с остальными инструментами лучше использовать hall-реверберацию, более мягкую, более долгую, создающую большую атмосферу. Стефан разделяет две эти реверберации и использует их на разных инструментах.


Самые важные инструменты, по мнению Стефана, – эквализация и компрессия. При помощи эквалайзера вы можете увеличивать присутствие каких-то определенных звуков, вы также можете использовать его в качестве фильтра, чтобы убирать ненужные частоты. Компрессор позволяет выровнять динамический диапазон, избежать очень тихих звуков и очень громких звуков. Вы можете почувствовать разницу между исходником и тем, что получилось после добавления всех эффектов, дополнительных дорожек. Звучание совершенно преображается.


Последняя версия Logic Studio позволила расширить перечень контроллеров. Появился протокол OSC – более современный, чем MIDI-протокол, который позволяет, например, встроить такой контроллер в iPad или в iPhone, то есть практически любое оборудование можно подключить по этому протоколу.


Благодаря всем этим инструментам, опциям и функциям аранжировка звучит более полной – у музыкантов есть возможность сделать звук ещё лучше.